История развития каратэ

Современное японское каратэ в действительности пришло с Окинавы, крупнейшего острова архипелага Рюкю, лежащего на перекрестках торговых путей, вблизи Тайваня, Японии и Китая.

В ХII веке многие беженцы из Японии, Китая и Кореи искали спасения на островах Рюкю от политических преследований, неся с собой свою культуру и традицию, а также искусство рукопашного боя.

Начало ХVII века принесло народу Окинавы суровые испытания. Три тысячи японских самураев клана Шимадзу на ста кораблях вторглись на архипелаг Рюкю. Безоружные жители острова почти не сопротивлялись, а небольшой отряд солдат из гарнизона Нахи был усмирен огнем японских мушкетов. С установлением централизованного правления сегуната Токугава — участь маленького королевства была решена. Население было обложено поборами и подверглось жестокой дискриминации.

samuraiВ ответ крестьяне убивали сборщиков налогов и громили мелкие самурайские конвои. Тогда в 16О9 году японский наместник издал строжайший указ о запрещении носить оружие. Крестьяне, горожане и даже монахи, утаившие холодное оружие, подлежали смертной казни. Чтобы исключить малейшую возможность производства оружия, в деревнях были закрыты кузницы и конфискованы все железные предметы домашнего обихода. В период самых тяжких репрессий на село выдавался один-единственный нож для убоя скота и разделки туш, который хранился, привязанным на центральной площади. В портах стража вела строжайший досмотр с целью пресечь контрабанду ножей и кинжалов.

Население Окинавы начало объединяться в тайные общества и создавать союзы самообороны в деревнях и селах. Однако крупными центрами распространения рукопашного боя все же были города.

Боевое искусство на островах Рюкю в ту пору называлось просто Окинава-тэ (тэ по-японски «рука»). На самой же Окинаве стили тэ различались соответственно по городам: Наха-тэ, Сюри-тэ и Томари-тэ. Все школы тэ действовали в глубоком подполье. Если же кто-нибудь под пытками выдавал собратьев японским властям, предателя ждала позорная казнь. Его вывозили на лодке далеко в море и, слегка оцарапав — бросали несвязанным в воду. На запах крови собирались акулы и после недолгой игры в кошки-мышки — сжирали клятвопреступника.

Поскольку в столкновениях с самураями окинавцам приходилось иметь дело с опытными воинами, искушенными во всех премудростях своего ремесла, шанс на победу был не велик, и этот шанс нужно было вырвать любой ценой.

Тогда-то и появился на свет лозунг » одним ударом — наповал». Даже спортивные поединки между соперниками обычно приводили к летальному исходу. Годы упорных тренировок превращали руки и ноги в оружие страшной разрушительной силы. Особый упор делался на закалку рук и ног, так как пробить панцирь или расколоть самурайский шлем могла лишь поистине стальная рука. Данные последних лет свидетельствует, что сила удара кулака в каратэ достигает 700 килограммов, а удара ноги свыше 1 тонны. Возможно, старые мастера, посвятившие тренировкам всю свою жизнь, добивались и большего результата.

Для увеличения пробивной способности удара использовали бочки с песком, мелкой галькой или фасолью, а для увеличения силы удара — применялась деревянная макивара. Окинавская макивара — это небольшой, плотно плетённый сноп соломы, прикрепленный к доске и вкопанной в землю. Она служила для отработки точности и силы удара, а также для набивки рук и ног.

Для укрепления запястий и всей мускулатуры плечевого пояса служили своеобразные каменные гантели и каменные сандалии, с той же целью использовались Чиси, представляющие собой булаву на длинной ручке весом от 5 до 25 килограмм. Сила хвата вырабатывалась при помощи глиняных кувшинов, наполняя их водой или песком необходимо было выполнять всевозможные движения, держа их за горлышко.

» Время не трать даром — молод ты или стар,

Учись ударом — отвечать на удар.

Пусть крепче булатной стали — будет твоя рука,

Чтобы зря враги уповали — на мощь стального клинка!»

Из трактата по Окинава-тэ, 18 век.

FunakoshiИзвестно, что в середине 18-го века, некий Сакугава из Аката, проживший несколько лет в Китае и занимавшийся там шаолиньским цюань-шу, вернулся на родину и основал в городе Сюри частную школу Каратэ-но Сакугава. Это был первый случай употребления в названии школы слова каратэ. До 20-го века слово каратэ на Окинаве писалось двумя иероглифами:  кара что в переводе «Китай», а тэ » Рука » и означает «Китайская рука». Позднее известный Окинавский мастер каратэ Гичин Фунакоши изменил старый иероглиф кара на новый со значением » пустота». Многие китайские мастера внесли немалый вклад в развитие окинавского каратэ, но самой примечательной личностью был Мацумура Сокон из Сюри. Как правительственного чиновника его в 1830 году командировали в Китай со специальным заданием усовершенствовать свои навыки в боевом искусстве. Вернувшись через несколько лет на Окинаву, он открыл в Сюри школу под названием Серин-рю гококу-ан каратэ «Каратэ школы Шаолинь».

К концу 19-го века окончательно сформировались два магистральных направления каратэ на Окинаве. Одно направление культивировало физическую мощь, резкость, четкость, закалку рук и ног, устойчивость и пробивную силу. Школа называлась Серэй-рю «Просветленная душа», несколько ката, вошедших в арсенал современного каратэ, относятся непосредственно к этой школе. Это прежде всего: Текки — «Железный рыцарь», джиттэ «Десять рук», хангэцу — «Полумесяц» и Джион. Во втором направлении, школа Серин-рю, преобладал тонкий маневр, обманные движения с попеременным использованием рук и ног по принципу: «Хочешь ударить рукой — сначала взмахни ногой, хочешь ударить ногой — сначала взмахни рукой». Этот легкий и подвижный стиль был доступен любому – даже, очень низкорослому и слабосильному человеку. Им овладевали без особого напряжения даже женщины и дети. К школе Серин относятся многие ката: Хейан «Покой и спокойствие» в пяти вариантах, Бассай «Проникновение в крепость», Канку «Созерцание небес», Эмпи «Полет ласточки» и Ганкаку «Журавль на утесе». В народе любили и практиковали обе школы каратэ со всеми их ответвлениями, но в 19-ом веке, когда исчезла необходимость при столкновении убивать противника и тренировать руки и ноги для пробивания стальных доспехов, большинство стали отдавать предпочтение облегченному стилю школы Серин-рю, где, кстати, повышенное внимание уделялось нравственному воспитанию человека.

Когда каратэ в начале ХХ века, выйдя за пределы архипелага Рюкю, стало приобретать поклонников сначала в Японии, а потом и в других странах, оно было объявлено неотъемлемой собственностью японской нации.

В поисках духовной опоры современное каратэ обратилось, в первую очередь к Буши-до, к идее о сочетании чести и гуманных чувств, добавив сюда стремление к универсальной гармонии и к слиянию человека с природой. Но истинным стержнем этики нового каратэ стало учение о социальных функциях личности, приносящей пользу обществу.

В эпоху Мэйдзи, с введением всеобщей воинской повинности, правительство начало уделять внимание физическому развитию учеников средних школ. Данные медицинского развития на Окинаве, выявили удивительную пропорциональность, силу и выносливость большой группы подростков, с детства занимающихся каратэ. В 1902 году, в порядке эксперимента его включили в учебную программу средней школы и педагогического училища префектуры Окинава.

В 1905-1906 гг., сразу же после русско-японской войны – пишет в своих мемуарах Гичин Фунакоши, — я вместе с группой товарищей, принял активное участие в организации публичных показательных выступлений на Окинаве. К тому времени все в Японии уже были достаточно наслышаны о чудесах каратэ, и в 1916 г. Фунакоши Гичин получил приглашение продемонстрировать свое искусство в стенах токийского Дворца воинской морали (Бутоку-ден). Это было первое и очень удачное выступление мастера каратэ в столице.

В назидание потомкам Мастер помимо технических пособий оставил «Заветы каратэисту» — подлинный манифест двадцатого века:

«Иероглиф бу от будо символизирует в написании прекращение вооруженной ссоры. Поскольку каратэ также относится к будо, это означает, что, прежде чем ввязываться в бой, следует хорошо подумать и не пускать в ход кулаки без насущной необходимости. Юность — это справедливость и задор. Задор подогревается воинскими искусствами и выливается в добрые, а порой и в злые дела.  Так, если правильно следовать по пути каратэ, оно улучшит характер человека и тот станет верным защитником справедливости. Будучи же использовано во зло, каратэ может подорвать устои общества и обернуться против человека. К силе прибегают как к последнему средству лишь там, где гуманность и справедливость не могут возобладать. Если же использовать кулаки произвольно, не задумываясь, потеряешь расположение окружающих и навлечешь дурное отношение к себе. Юноша, благородный духом, в начале жизненного пути должен быть склонен к сдержанности в словах и в поступках. Нужно уметь сохранять достоинство, но не быть при этом жестоким. Воинским искусствам надлежит возвышать человека. Не следует действовать бездумно и опрометчиво, обижая окружающих. Мастера и святые могут порой выглядеть простаками, но лишь самонадеянные глупцы объявляют во всеуслышание, что они начали заниматься воинским искусством.

Стоять на месте — значит идти назад. Тот, кто полагает, будто освоил все возможное, и делается заносчивым хвастуном, превозносящим собственные достоинства, после того как разучил движения нескольких ката и приобрел некоторую уверенность в своей физической силе, не может считаться истинным ревнителем воинских искусств. Есть пословица: » Даже у червя длиной в дюйм — душа длиной в полдюйма». Чем дальше продвигаешься в изучении каратэ, тем сдержанней нужно становиться в речах. Говорится также, что, чем выше дерево, тем сильнее налетает на него ветер, но разве ива не противостоит ветру податливостью? Так же и каратист должен, за наивысшие достоинства почитать скромность, добропорядочность и сдержанность.

Мэн-цзы сказал: «Когда Небо хочет возложить важную миссию на человека, оно вначале ожесточает его сердце, заставляет его до предела напрягать кости и сухожилия, заставляет тело его страдать от голода, повергает его в нужду и нищету, обрекает на неудачи все его начинания. Тем самым Небо укрепляет волю человека, закаляет его как сталь и делает его способным к выполнению того, что при иных обстоятельствах он был бы не способен выполнить».

Если, заглянув в себя, я пойму, что не прав, то разве не устрашусь я противника, как бы ничтожен он ни был? Если же я пойму, что прав, то не побоюсь выйти один против тысячи, десяти тысяч. Человек достойный должен сохранять благородство и никогда не угрожать, приближаться — но не перебегать дорогу, убивать — но не унижать; ни малейшего признака недостойного поведения не должен он обнаруживать; пища его не должна быть слишком тяжелой, даже малейшую ошибку он должен стремиться исправить, чтобы не в чем было его упрекнуть. В этом проявляется его сила воли.

Человек достойный должен обладать широкой душой и сильной волей. Тяжела ответственность, лежащая на нем, и долог его путь. Пусть благожелательность станет его спутником на жизненном пути. Заурядный человек, подвергшись насмешке — выхватит меч, и будет драться, рискуя жизнью, но его не следует за это называть храбрецом. Человек поистине великий не смущается и не теряет присутствие духа, даже столкнувшись с неожиданной опасностью, не впадает в ярость, оказавшись в иной ситуации, нежели ему хотелось бы. Это происходит от того — что у него великое сердце и цель его высока».

Есть восемь изначальных положений каратэ:

— Дух един с небом и землей.

— Дыхание, кровообращение, обмен веществ в теле осуществляются по принципу смены солнца и луны.

— Путь (До) заключает в себе твердость и мягкость.

— Действовать следует в соответствии со временем и ритмом всеобщих перемен.

— Мастерство приходит после постижения Пути.

— Правильное сохранение дистанции предполагает продвижение вперед и отступление, разделение и встречу.

— Глаза не упускают ни малейшего изменения в обстановке.

— Уши слушают, улавливая звуки со всех сторон.

Потому и говориться: «Если знаешь его и знаешь себя, сражайся хоть сто раз, опасности не будет; если знаешь себя, а его не знаешь, один раз победишь, другой раз потерпишь поражение; если не знаешь ни себя, ни его, каждый раз, когда будешь сражаться, будешь терпеть поражение. Ибо победить в ста схватках из ста еще не есть высшее искусство. Победить противника без борьбы — вот высшее искусство».

Обобщив методы физического и психологического тренинга, стратегию и тактику, философию и мораль прошлого, Фунакоши и его сподвижники открыли каратэ миру — и мир изумился. Забытые трактаты древних мудрецов прозвучали великим откровением, дающим ключ к загадке Бытия, проясняющим смысл жизни. Для миллионов людей в разных странах мира скрижалями Закона явилась табличка с уставом Шотокана, гласящим:

— Стремиться к совершенствованию человеческого естества.

— следовать по пути справедливости и защищать справедливость.

— воспитывать в себе дух трудолюбия и упорства.

— уважать этикет.

— не допускать проявлений агрессивности.

Вслед за Фунакоши, в 1926 году, мастер Мабуни Кенва открывает в Осаке школу под названием Сито-рю. Еще одна популярная школа современного каратэ Вадо-рю (путь мира) была основана в 1939 году мастером Хиронори Отсука. В 1910 году мастер Уэчи открыл свою школу каратэ Уэчи-рю. Чуть позже, в 1930 году была открыта школа Годзю-рю выдающимся мастером каратэ Мияги Тедзюном. Вслед за вышеуказанными школами вырастали, подобно ветвям могучего дуба, новые школы каратэ. На данный момент насчитывается уже более сотни школ каратэ, каждая из которых основана на личном опыте и мастерстве самого Основателя школы, а также его мировоззрении, темпераменте и духовных качествах. Хотя все эти школы имеют некоторые отличия в технике и в тактике — их все же объединяет одна цель — физическое и духовное самосовершенствование.

В последнее время школы каратэ разделились на два направления: спортивное и традиционное. Разница этих направлений не в технике, а в целях, которые они преследуют. В спортивных школах — основной упор уделяется на развитие спортивных показателей в победе над соперником, в то время как в школах традиционного каратэ основной упор идет на развитие духовных качеств ученика и победу над самим собой, над своей ленью и невежеством, ненавистью и злостью, над желанием возвыситься — унизив другого, развивая в себе такие добродетели, как ненасилие и правдивость, любовь и сострадание, дружелюбие и смирение.

Победить других очень легко, победить себя очень трудно. Побеждая других — вы создаете себе врагов. Работая над собой, становясь лучше, неся добро и любовь людям — вы создаете себе друзей, и нет лучше победы, чем эта. Выбирайте трудный путь.

Инициатором создания Международной федерации традиционного каратэ-до, куда вошли различные стилевые федерации (в том числе Фудокан), был японский мастер Хидетака Нишияма — 9 Дан. В рамках этой организации проводятся различные региональные турниры, чемпионаты Европы и Мира. Правила соревнований в ИТКФ отличаются очень жесткими требованиями к технике кумитэ и ката, к морально-психологической и физической подготовке. Эти правила составлены таким образом, чтобы всячески стимулировать стремление участников соревнований к победе одним ударом, обладающим большой силой, как-то и должно быть в традиционном, «классическом» каратэ. Но, разумеется, калечить соперника не позволяется. Участие в соревнованиях не является самоцелью в традиционном каратэ, и может быть игнорировано. Участие в соревнованиях демонстрирует физическую силу и ловкость ученика, желание продолжать обучаться и самосовершенствоваться, не соревнуясь с другими — демонстрирует духовную силу и отсутствие эгоизма. Там где заканчивается спортивное каратэ — начинается традиционное.

nishiyama1Мастера Нишияму специалисты считают лучшим в мире наставником традиционного каратэ. А вот, что говорит он сам о себе: » Я познакомился с каратэ в далеком 1944 году, когда мне было 16 лет. Мне посчастливилось изучать это искусство под руководством великого мастера Гичина Фунакоши. С самого начала мне импонировала философия каратэ, провозглашавшая единство тела и духа, превосходство голых рук над оружием, самообороны над агрессией. Каратэ стало моей любовью, профессией и смыслом жизни. Мечтая о том, чтобы распространить традиционное каратэ по всему миру, я покинул Японию и поселился в США, в Лос-Анджелесе. Этот город интернационален и по составу населения, и по характеру деловой жизни, и по своему духу. Поэтому он идеально подходит для расположения здесь штаб-квартиры созданной мной Международной федерации традиционного каратэ и для проведения учебно-методических семинаров. Я считаю, что пришло время объединиться в мировом масштабе всем тем, кто понимает каратэ как боевое искусство, как средство духовного и физического совершенствования, а не как спорт, с его возвышением одних за счет унижения других. В спорте успех приходит только к избранным, в традиционном каратэ — ко всем, кто упорен и терпелив».

Комментарии отключены.